Изменения в уголовно-процессуальный закон: Генеральный прокурор Республики Беларусь Андрей Швед выступил в Парламенте

Фото: belta.by

Генеральный прокурор Республики Беларусь Андрей Швед выступил перед депутатами Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по представленному на рассмотрение законопроекту, которым предусмотрена корректировка главы 49-2 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь в части производства по материалам и уголовному делу в случае смерти подозреваемого, обвиняемого, лица, подлежавшего привлечению в качестве подозреваемого, обвиняемого.

Обращаясь к парламентариям, Андрей Швед сказал: «Уголовно-процессуальный закон не содержит правовых механизмов, позволяющих расследовать уголовное дело в полном объеме, а главное – провести судебное рассмотрение уголовного дела в отношении умершего, если его родственниками не подано в установленном порядке соответствующее заявление. В то же время преступления против мира, безопасности человечества и военные преступления, включая геноцид, не имеют сроков давности. В целях обеспечения принципа неотвратимости ответственности, исходя из государственных и общественных интересов, Генеральной прокуратурой разработан законопроект, предусматривающий возможность производства по уголовным делам данной категории в отношении умерших лиц вне зависимости от согласия их близких родственников». 

В частности, в законопроекте предложено реализовать следующие подходы:

1. Не допускаются отказ в возбуждении уголовного дела и прекращение производства по уголовному делу в случае смерти лица, совершившего преступление, не имеющее сроков давности.

Речь о таких преступлениях, как акт международного терроризма (ст.126 УК); геноцид (ст.127 УК); экоцид (ст.131 УК); применение оружия массового поражения (ст.134 УК); нарушение законов и обычаев войны (ст.135 УК); бездействие либо отдание преступного приказа во время вооруженного конфликта (ст.137 УК).

2. Предусмотрена обязанность следователя принять меры по установлению близких родственников умершего обвиняемого и уведомить их о праве представлять интересы умершего.

Невозможность установления родственников, а также неподача ими заявления об участии в производстве по уголовному делу в качестве представителя умершего обвиняемого не препятствует расследованию.

3. Участие защитника по делам данной категории является обязательным.

4. В отношении умершего обвиняемого при доказанности его виновности суд постановляет обвинительный приговор без назначения наказания (статья 356 УПК).

«Важно, что производство по уголовному делу будет осуществляться по общим правилам судопроизводства с учетом особенностей, связанных с невозможностью участия обвиняемого в процессе. Никаких упрощенных процедур по доказыванию виновности обвиняемого проект не предусматривает», – подчеркнул Генеральный прокурор.

Андрей Швед проинформировал депутатов о том, что в рамках расследования уголовного дела о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны проведен большой объем следственных и процессуальных действий, в том числе установлены лица, совершившие преступления против мира и безопасности человечества, которые в силу различных причин не понесли заслуженного наказания, некоторые из них умерли.

Справочно. Допрошено более 16,5 тысячи человек, из которых почти 8 тысяч – бывшие узники лагерей, а также их родственники и иные лица, которые располагают сведениями о фактах злодеяний.

Проведено 477 осмотров мест происшествий, в ходе которых зафиксированы ранее неизвестные места захоронений граждан, погибших в годы оккупации.

Получены данные о 11685 населенных пунктах, частично или полностью уничтоженных в годы войны, из них свыше 2400 – ранее неизвестных, в том числе более 50 – разделивших судьбу Хатыни.

В 2022 году проведены раскопки в 27 ранее неизвестных местах уничтожения мирных жителей. На 2023 год запланировано проведение поисковых работ еще в 36 местах.

«Дополнительно обнаружено значительное количество массовых захоронений. Из последних – Ганцевичский район Брестской области, деревня Мальковичи, где было уничтожено не менее 40 лиц, Светлогорский район Гомельской области, деревня Залье – примерно 26 мирных граждан, Сенненский район Витебской области, агрогородок Коковчино – было уничтожено не менее 20 человек и другие места. Проводится масштабная и кропотливая работа с архивными документами. Анализируется информация о лицах, угнанных в немецкое рабство, – отметил Генеральный прокурор. – Кроме того, в архивах КГБ и МВД осмотрено около 27 тысяч уголовных дел в отношении осужденных нацистских преступников и их пособников. Продолжается анализ документов, полученных из архивных учреждений России, Германии и других стран».

Резюмируя, Андрей Швед подчеркнул: «Все это позволит дать юридическую и моральную оценку совершенным преступлениям, довести эти факты до сведения широкой общественности».

После выступления Генеральный прокурор ответил на вопросы парламентариев.

Управление взаимодействия со СМИ
и редакционной деятельности
Генеральной прокуратуры


Другие новости


Основные события