Соблюдение экономических интересов государства

Повышение качества жизни населения на основе роста конкурентоспособности экономики, привлечения инвестиций и инновационного развития является одной из ключевых целей развития страны.

В Республике Беларусь в последнее время принят ряд нормативных правовых актов, направленных на развитие предпринимательской инициативы, стимулирование деловой активности, смещение акцентов в деятельности контролирующих органов на профилактическую работу, установление атмосферы взаимного доверия государственных органов и предпринимателей.

В свете принимаемых Главой государства решений ответственная роль отведена органам прокуратуры.

При осуществлении надзора за исполнением законодательства в сфере экономики органы прокуратуры исходят из того, что взаимодействие государственных органов, иных государственных организаций, их должностных лиц с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями основывается на принципах презумпции добросовестности субъектов хозяйствования, а также саморегулирования бизнеса и минимизации вмешательства государственных органов, их должностных лиц в предпринимательскую и иную экономическую деятельность субъектов хозяйствования.
Внимание прокуроров сосредоточено на следующих вопросах:

  • распоряжение государственным имуществом,
  • использование бюджетных средств,
  • осуществление предпринимательской, инвестиционной и инновационной деятельности, в том числе предоставлением земельных участков для реализации инвестиционных проектов,
  • закупки товаров (работ, услуг), предупреждении и пресечении криминального посредничества в указанной сфере,
  • реализация государственных программ,
  • осуществление внешнеторговой деятельности, обеспечение своевременного и полного возврата валютной выручки в страну и др.
В целях своевременного возврата валютной выручки в страну обеспечено проведение систематических проверок исполнения законодательства при заключении и исполнении внешнеторговых договоров, организации сбытовой деятельности, расчетах за поставленную продукцию (работы, услуги) отечественных производителей.

Несмотря на четкую регламентацию сферы закупок, практика прокурорского надзора, обобщение сведений, поступающих от правоохранительных и контролирующих органов, свидетельствует о том, что по-прежнему распространены нарушения, которые сопряжены с совершением коррупционных и иных правонарушений. При осуществлении надзора за исполнением законодательства о закупках товаров (работ, услуг) проверяется законность заключения хозяйственных договоров, изменения их условий в процессе исполнения, обоснованность приобретения товаров (работ, услуг) через посредников и фактическое его использование.

Пресекаются факты нарушения законодательства при распоряжении объектами государственной собственности, бездействия должностных лиц государственных органов и организаций в сфере вовлечения в хозяйственный оборот неиспользуемого и неэффективно используемого государственного имущества, непринятия мер по взысканию с виновных лиц причиненного вреда.

Сосредоточено внимание на выполнении контролирующими (надзорными) органами, иными государственными органами и их должностными лицами возложенных на них функций, в том числе по выявлению и пресечению правонарушений, обоснованности принимаемых ими решений и законности их действий, достаточности и эффективности мер профилактического характера. Принимаются меры прокурорского реагирования по пресечению фактов необоснованного вмешательства государственных органов, их должностных лиц в предпринимательскую и иную экономическую деятельность субъектов хозяйствования.