В Генеральную прокуратуру поступило коллективное обращение родителей-воспитателей детских домов семейного типа об устранении нарушений в порядке содержания специальных жилых помещений названной категории и оплаты жилищно-коммунальных услуг. Аналогичное обращение адресовано Министерству образования.
В порядке реагирования надзорное ведомство провело общереспубликанские проверки, по результатам которых повсеместно выявило нарушения.
Функционирование детских домов семейного типа с 2014 года определено в Положении о специальных жилых помещениях государственного жилищного фонда и Положении о детском доме семейного типа, утвержденных постановлениями Совета Министров.
Согласно нормативным правовым актам такие дома финансируются из бюджетов. Местные исполнительные и распорядительные органы обеспечивают их необходимым оборудованием, выделяют средства на содержание, оплату водо-, газо-, электро- и теплоснабжения, компенсацию расходов организаций, эксплуатирующих жилищный фонд и (или) предоставляющих жилищно-коммунальные услуги.
Таким образом, задачи по оперативному управлению специальными жилыми помещениями с мая 2014 года лежат на управлениях (отделах) образования, спорта и туризма администраций районов (райисполкомов), а содержание этих помещений, оплата коммунальных услуг производятся без участия родителей-воспитателей. При этом заключенные ранее с ними договоры найма подлежали расторжению.
Вместе с тем прокуроры установили, что в Гомельской, Гродненской, Минской областях и Минске в нарушение приведенных норм законодательства большинство детских домов семейного типа остались в ведении организаций ЖКХ, т.е. не были переданы для управления в компетентные подразделения местных властей. И родители-воспитатели продолжали выполнять обязательства по ранее заключенным договорам найма, самостоятельно оплачивали жилищно-коммунальные услуги в расчете на последующее частичное возмещение.
В таком порядке в Минске содержались 32 из 33 специальных жилых помещений, в Гомельской области ‑ 26 из 46, в Минской области ‑ 9 из 45.
Неправомерная практика привела к нарушению прав и законных интересов не только родителей-воспитателей, но и их воспитанников.
Например, во Фрунзенском районе г. Минска в 6 детских домах семейного типа на протяжении ряда лет накапливалась задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг и электроэнергии. Вследствие этого в январе 2018 г. в один из них была прекращена подача электричества. Воспитанники и их родители были лишены возможности пользоваться электроприборами, освещением в квартире. Подача энергии возобновилась только после частичного погашения задолженности родителями-воспитателями из собственных средств.
Генеральная прокуратура вынесла по данным фактам предписание главе администрации Фрунзенского района столицы с требованием устранить выявленные нарушения. Акт надзора рассмотрен с участием представителя ведомства и принят к исполнению.
Поскольку нарушения имели место во всех регионах страны, и это указывало на отсутствие должного контроля со стороны местных властей, Министерства образования, призванного обеспечивать реализацию государственной политики в сфере образования, опеки и попечительства над несовершеннолетними, Генеральная прокуратура направила информационное письмо заместителю Премьер-министра. В письме было предложено поручить Министерству образования изучить проблему на расширенном заседании коллегии с участием представителей Генеральной прокуратуры, иных заинтересованных, определить единый порядок обеспечения детских домов семейного типа, расположенных в специальных жилых помещениях государственного жилищного фонда.
Как результат, руководители компетентных министерств получили соответствующие поручения, исполнение которых прокуроры взяли на контроль.
Фото: politring.com