На заседании коллегии прокуратуры города Минска рассмотрены результаты проверки соблюдения заинтересованными органами требований Декрета Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 №18

На заседании коллегии прокуратуры города Минска рассмотрены результаты проверки соблюдения заинтересованными субъектами требований Декрета Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» (далее – Декрет №18).

Установлено, что в г.Минске наметилась положительная тенденция  улучшения качества работы заинтересованных органов по исполнению требований Декрета №18. Выявленные ранее недостатки устранены. В целом уровень взаимодействия заинтересованных служб является удовлетворительным.

Вместе с тем в г.Минске по-прежнему имеют место отдельные упущения, которые не носят системного характера, но не позволяют обеспечить реализацию Декрета №18 на должном уровне.

Органы опеки и попечительства, учреждения образования, комиссии по делам несовершеннолетних, органы внутренних дел, как правило, своевременно выявляют детей, находящихся в социально опасном положении либо нуждающихся в государственной защите. Однако имеются факты ненадлежащего взаимодействия субъектов по своевременному информированию заинтересованных о выявленном неблагополучии в семье ребенка.

В г.Минске на протяжении действия Декрета №18 принимались  решения, способствующие эффективной межведомственной работе государственных органов и организаций. При этом в отдельных районах имелись факты неинформирования соответствующих служб о прибытии в зону обслуживания несовершеннолетних, признанных находящимися в социально опасном положении.

Не во всех случаях органы внутренних дел информировали заинтересованные органы о результатах проверок по фактам уходов несовершеннолетних  из дома, причиной которых может являться в том числе, неблагоприятная семейная обстановка.

Устанавливались факты ненадлежащей организации работы по устранению причин социального неблагополучия в семьях.

Индивидуальные планы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, в большинстве случаев носят формальный характер и не учитывают индивидуальных особенности каждой конкретной семьи.

Имеют место случаи непредоставления учреждениям дошкольного образования информации о родителях ребенка, находящегося в социально опасном положении, необходимой для правильного планирования  профилактической работы с семьей.

Установлены факты длительного нахождения детей в условиях семейного неблагополучия.

Основной причиной признания несовершеннолетних нуждающимися в государственной защите является злоупотребление родителями алкогольными напитками. В отдельных случаях после возвращения детей в семьи они снова оказывались в социально опасном положении, в связи с чем имелись факты повторного признания детей нуждающимися в государственной защите.

В большинстве случаев после повторного отобрания детей родители в последующем лишались родительских прав.

Компетентными органами особое внимание уделяется вопросу возмещения затраченных государством расходов на содержание детей, находящихся или находившихся на государственном обеспечении. Уровень возмещения таких расходов по состоянию на 01.01.2017 составил 62%. Наиболее низкий уровень возмещения расходов отмечается в Первомайском районе г.Минска.

При организации работы по трудоустройству лиц, обязанных возмещать расходы, заинтересованные субъекты по-прежнему сталкиваются с проблемой отсутствия на предприятиях г.Минска вакансий в счет брони для трудоустройства таких лиц, отсутствием у них  документов, удостоверяющих личность.

Возникают трудности при взыскании средств с обязанных лиц, дети которых выбыли на государственное обеспечение в другие районы г.Минска либо за его пределы для дальнейшего обучения.

Допускаются необоснованные отказы в приеме на работу обязанных лиц, трудоустраиваемых по направлениям отделов по труду, занятости и социальной защите.

О каждом таком факте отделами по труду, занятости и социальной защите своевременно проинформированы комитет по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома, районные прокуратуры. По результатам проверок, проведенных органами прокуратуры, в отношении 4 должностных лиц возбуждены дисциплинарные производства, на 1 –  наложено административное взыскание в виде штрафа в размере 20 базовых величин.

По итогам заседания коллегии принято решение, в котором отмечены имеющиеся недостатки и намечены мероприятия по улучшению проводимой работы всеми заинтересованными органами.