Гусаревич Всеволод Борисович

Фото Гусаревича ВБ_на сайт.jpg



ВЫСОЧАЙШИЙ ПРОФЕССИОНАЛ И НАСТАВНИК 

Я из поколения рожденных незадолго до начала Великой Отечественной войны, из тех, чье детство не было безоблачным и светлым. Мы видели несправедливость, смерть, голод, разруху, выживали наравне со взрослыми. 

Видимо, именно поэтому у меня появилась мечта стать юристом. Она сбылась: я окончил юридический факультет БГУ и в ноябре 1965 года поступил на службу в органы прокуратуры Гомельской области на должность стажера-следователя прокуратуры Буда-Кошелевского района.

В первые годы службы меня обучали тонкостям профессии многие опытные прокурорские работники. Среди них хочется особо выделить помощь и участие в моей судьбе старшего следователя прокуратуры Гомельской области Всеволода Борисовича Гусаревича. 

Всеволод Борисович Гусаревич взял надо мной шефство несмотря на то, что я уже имел жизненный опыт, до этого работал в Речице на комсомольско-партийной работе и имел некоторую практику следственной работы. Он научил меня многому, в том числе составлять юридически грамотное обвинительное заключение, за что я ему очень благодарен и считаю своим учителем. 

В беседах с Всеволодом Борисовичем я узнал, что он прошел сложный жизнен-ный путь. Родился в 1924 году в д. Старые Рассохи Кормянского района Гомельской области. С 1932-го, после смерти отца, его с двоими другими несовершеннолетними братьями растила мать, работавшая в колхозе. Детям приходилось помогать матери в тяжелом крестьянском труде, при этом Всеволод старался хорошо учиться. Он, как и я, в детстве мечтал быть юристом. Но планам помешала начавшаяся война. 

В армию Всеволода сразу не призвали, так как он не был совершеннолетним. Семья оказалась на оккупированной территории. Всеволод продолжил помогать матери в сельском хозяйстве. В свободное от работы время вместе с одноклассниками наладили связь с партизанами, собирали для них оружие, сведения о фашистах и полицаях, иногда передавали продукты. Когда возникла угроза ареста, Всеволод в августе 1943 года ушел к партизанам Журавичской бригады им. И.В. Сталина. В сентябре 1943 года партизаны соединились с Красной армией, и вскоре новобранец Гусаревич был направлен на фронт в стрелковый полк 2-го Белорусского фронта.

В одном из боев его ранило. После второго ранения Всеволода направили в учебный дивизион Московского военного округа, а затем на 1-й Белорусский фронт, где он сражался с немецко-фашистскими захватчиками до самой Победы. 

После войны В.Б. Гусаревич служил командиром отделения связи гаубичной артиллерийской бригады в Группе советских войск в Германии. Демобилизовался в марте 1947 года. За боевые заслуги награжден несколькими правительственными наградами, в том числе орденом Красной Звезды. 

Вернувшись домой, 23-летний Всеволод сел за парту с десятиклассниками: война войной, а мечте нужно помочь осуществиться. Уже в сентябре 1948 года он стал студентом Минского юридического института. 

Как человека, проверенного в боях, и члена коммунистической партии с 1946 го-да, Всеволода Борисовича по окончании обучения направили на службу в органы госбезопасности по Полесской области – в Мозырь, на должность следователя. Вскоре его назначили старшим следователем УКГБ по Гомельской области. В соответствии с Законом о сокращении Вооруженных Сил СССР в январе 1960 года из органов госбезопасности В.Б. Гусаревич уволился и вскоре поступил на прокурорскую службу. Сначала работал в прокуратурах районного звена, а в октябре 1963 года был назначен старшим следователем прокуратуры Гомельской области.

Расследовал уголовные дела особой сложности, в том числе связанные с экономической деятельностью. Помню, когда я только начал работать в прокуратуре Буда-Кошелевского района, Всеволод Борисович расследовал дело о преступной деятельности группы должностных лиц торговой базы райпотребсоюза. В то время за совершение хищения в особо крупном размере санкция статьи Уголовного кодекса БССР предусматривала высшую меру наказания, поэтому это уголовное дело поручили расследовать В.Б. Гусаревичу как наиболее опытному следователю.

После 1968 года, когда меня назначили прокурором Кормянского района, бывая на малой родине в д. Старые Рассохи, Всеволод Борисович заезжал в Корму и мы обсуждали вопросы, касающиеся расследования некоторых сложных уголовных дел, в частности избрание подозреваемым меры пресечения и др.

Всеволод Борисович отличался рассудительностью и не принимал поспешных решений. Превыше всего для него было соблюдение закона. Благодаря этим качествам, в 1976 году советник юстиции Гусаревич назначен заместителем начальника следственного управления – начальником отдела по надзору за следствием и дознанием в органах МВД прокуратуры Гомельской области, и практически одновременно Генеральной прокуратурой СССР включен в группу следователей, которая расследовала особо опасное преступление в Узбекской ССР.

Отметив профессиональное мастерство, проявленное при расследовании данного уголовного дела, Генеральный прокурор СССР Р.А. Руденко в 1977 году наградил Всеволода Борисовича ценным подарком, а также присвоил ему внеочередной классный чин «старший советник юстиции».

После возвращения из Узбекской ССР В.Б. Гусаревич приступил к своим обязан-ностям в прокуратуре Гомельской области. Он понимал, что прокурорский надзор за следствием и дознанием в органах милиции – один из важнейших участков борьбы с преступностью и правонарушениями. Всеволод Борисович был убежден, что воспитание гражданской ответственности, уважения к закону и правилам взаимоуважения, непримиримость к любым нарушениям закона со стороны граждан даст положительные результаты в борьбе с преступностью и правонарушениями и что на это также должна быть нацелена деятельность органов внутренних дел. 

Всеволод Борисович требовал от подчиненных не только добросовестного исполнения обязанностей, но и проведения профилактических мероприятий, направленных на предупреждение преступлений, прежде всего путем внесения представлений руководителям предприятий, хозяйств, профсоюзным и комсомольским организациям о вскрытых причинах и условиях, способствующих совершению преступлений и правонарушений. Также он уделял особое внимание возмещению причиненного материального ущерба государству и гражданам. В основном такие дела расследовали следователи органов внутренних дел. Все вместе в те годы это давало положительные результаты.

Работу Всеволода Борисовича положительно оценивали вышестоящие руководители органов прокуратуры. В личном деле В.Б. Гусаревича немало приказов о поощ-рении: как трудолюбивый и грамотный следователь он неоднократно поощрялся прокурором Гомельской области и прокурором БССР. За заслуги в укреплении законности ему одному из первых в области присвоено почетное звание «Заслуженный юрист Белорусской ССР».

По достижении пенсионного возраста в 1984 году Всеволод Борисович ушел в отставку, но до конца своей жизни не терял связи с коллективом прокуратуры Гомельской области. На всех мероприятиях, проводимых областной прокуратурой для молодых прокурорских работников или ветеранов, ему было что вспомнить и о чем рассказать. Имя Всеволода Борисовича Гусаревича занесено в Книгу почета прокуратуры области, фотография размещена на стенде прокуроров – участников Великой Отечественной войны.

Фото Литошко ОА_на сайт.jpg

Олег ЛИТОШКО,
почетный работник прокуратуры
Республики Беларусь,
старший советник юстиции