«Цинизм карательных операций фашистов не поддается осмыслению»: в Пинске прошла встреча заместителя межрайпрокурора с активом города и района

Фото: p-v.by
Фото: p-v.by
Фото: p-v.by
Фото: p-v.by

Заместитель Пинского межрайонного прокурора Алексей Борчук провел встречу с представителями городской власти и общественных организаций, учащейся молодежью учреждений образования, включая среднеобразовательные школы, а также горожанами, неравнодушными к истории своей страны.

В рамках мероприятия представитель надзорного ведомства  проинформировал о ходе расследования уголовного дела о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и презентовал книгу «Геноцид белорусского народа. Карательные операции».

Выступая перед аудиторией, заместитель межрайонного прокурора подчеркнул, что издание о карательных операциях уникально, поскольку содержит новые и ранее неизвестные широкой общественности материалы о планировании и реализации нацистской Германией политики геноцида белорусского народа через проведение массовых карательных операций. Он привел доказательства зверских способов расправ фашистов с мирным населением БССР, а также участия в указанных преступлениях коллаборационистов, являвшихся представителями различных национальностей.

Справочно. Наиболее масштабной и кровавой карательной операцией на территории Беларуси в начале войны была операция «Припятские болота», охватившая территорию ряда районов Брестской, Пинской, Полесской и Минской областей. Она проводилась под предлогом борьбы с партизанами. За период этой акции с 19 июля до 31 августа 1941 года каратели из 162-й и 252-й пехотных дивизий, 1-й кавалерийской бригады СС сожгли 18 деревень, уничтожили 13788 человек гражданского населения и 714 военнопленных.

«Единого сценария для подобных акций не существовало, но повсеместно просматривалась следующая картина. Подразделение СС (батальон, рота, взвод) занимало райцентр, другой крупный населенный пункт, через переводчиков отдавался приказ явиться на регистрацию мужчинам, окруженцам и бывшим советским активистам, одновременно проводя более мелкими подразделениями такую же работу в прилегающих деревнях. Их собирали в каком-нибудь здании (школа, конюшня и т.д.) и держали несколько дней, а затем расстреливали. Женщин с детьми собирали позже, обещали, что только переселят, но выводили за деревни и тоже расстреливали», – рассказал Алексей Борчук.

Он также проинформировал о том, что в зональном государственном архиве Пинска хранятся записанные в 1944-1945 годах показания свидетелей первых массовых расстрелов, проводившихся в Пинске и окрестных деревнях, и процитировал часть из них. Прокурор привел пример из рассказов очевидцев тех страшных событий о том, что эсэсовцы с касками в руках проходили по рядам и заставляли обреченных выкладывать в них драгоценности: кольца, деньги, даже зубные протезы. Того, кто осмеливался сопротивляться, тут же на месте зверски избивали. С каким цинизмом совершались эти массовые убийства, свидетельствует и другая история: офицеры-эсэсовцы вызвали лучших сапожников, приказали каждому за ночь сшить по их заказу по паре сапог. На следующее утро эсэсовские бандиты надели сшитые сапоги, а сапожников погнали на расстрел.

В завершении встречи заместитель Пинского межрайонного прокурора ответил на вопросы и презентовал обновленную экспозицию «Забвению не подлежит».

Служба информации
прокуратуры Брестской области