Результаты надзорных мероприятий показали, что меры, которые приняли заинтересованные органы и учреждения по созданию благоприятной социальной среды для жизнедеятельности граждан с инвалидностью, недостаточны.
В работе органов и организаций, ответственных за обеспечение социальных гарантий для указанной категории лиц, прокуроры установили ряд нарушений.
Выявлены недостатки по линии обустройства безбарьерной среды в местах общего пользования, а также жилых помещений инвалидов или семей, где живут инвалиды.
В отдельных жилых домах Гродненского, Свислочского районов и г.Волковыска отсутствовали приспособления для спуска инвалидных колясок.
Лидская центральная районная больница до настоящего времени не реализовала решение профильной комиссии по созданию безбарьерной среды для инвалидов и физически ослабленных лиц - входная группа учреждения здравоохранения не оборудована пандусом, кнопкой вызова и знаком «Звонок для инвалида».
Ряд проблем вскрыт в сфере индивидуальных программ реабилитации детей-инвалидов. В регионе не создана надлежащая система контроля за их выполнением. Отсутствовало необходимое взаимодействие органов здравоохранения, труда и социальной защиты, образования в процессе формирования, выполнения и оценки эффективности работы с инвалидами.
Например, на основании индивидуальной программы реабилитации мальчик, 2005 года рождения, нуждался в коррекционных и развивающих мероприятиях с января 2013 года по январь 2023 года. Вместе с тем сотрудники УО «Государственный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (далее – ЦКРОиР) Гродненского района» такие мероприятия с ребенком не проводили. Семью посещали только по случаям праздничных дат, а родителям несовершеннолетнего рекомендованную консультативную помощь в течение 2017-2018 годов не оказывали.
Факты невыполнения индивидуальной программы реабилитации детей-инвалидов зафиксированы и в Ошмянском районе.
Отдельные индивидуальные программы в Гродненском, Островецком, Ошмянском районах содержали положения о нуждаемости детей-инвалидов в средствах творчества, физической культуры и спорта. Как правило, их ответственными исполнителями были определены управления по труду, занятости и социальной защите либо управления образования райисполкомов, специалисты которых не знали, как выполнить разработанные мероприятия.
Установлены случаи, когда медико-реабилитационные экспертные комиссии не направляли индивидуальные программы реабилитации непосредственным исполнителям.
Не всегда на должном уровне были организованы специальное образование и оказание коррекционной помощи детям-инвалидам, в том числе имеющим множественные физические и (или) психические нарушения.
Прокуроры выявили факты назначения в Гродненском районе на должность педагогов в системе специального образования, у которых отсутствовала соответствующая профессиональная подготовка.
В Лидском ЦКРОиР обнаружены случаи непроведения занятий согласно расписанию с детьми-инвалидами, которым определено обучение на дому. Аналогичные нарушения имели место в работе ГУО «Волковысская вспомогательная школа-интернат» при организации образовательного процесса на дому.
Прокуратура Сморгонского района установила факты фальсификации сведений об организации образовательного процесса в ЦКРОиР с детьми, которые на самом деле не посещали данное учреждение.
Директор Мостовского ЦКРОиР вносила заведомо ложные сведения в журналы о проведении с детьми коррекционных занятий и длительное время незаконно получала заработную плату. Эти обстоятельства повлекли за собой возбуждение в отношении указанного должностного лица уголовного дела по ч.1 и ч.2 ст.210 Уголовного кодекса Республики Беларусь.
В ходе проверки выявлены также проблемы в части подвоза детей на специально оборудованном транспорте от места жительства к месту учебы в ЦКРОиР и обратно.
По причине ненадлежащего технического состояния транспорта неоднократно срывался учебный процесс у обучающихся в Лидском ЦКРОиР.
В Свислочском районе вовсе не было транспортных средств для подвоза инвалидов-колясочников в отделение дневного пребывания.
Проверка показала, что многие родители не осведомлены о возможностях реабилитации детей, в том числе о возможности обращения за изготовлением ортопедической обуви на безвозмездной основе. В Зельвенском районе не информировали родителей детей-инвалидов о льготах и иных формах государственной поддержки, в Волковысском районе – о порядке предоставления территориальным центром социального обслуживания населения услуги почасового ухода за детьми. В этом центре обнаружены и недостатки в обеспечении детей-инвалидов средствами реабилитации, которые соответствовали бы их физиологическим особенностям.
Из-за отсутствия должной разъяснительной работы отдельные семьи, воспитывающие детей-инвалидов, в Гродненском (СПК «Гожа») и Островецком районах (КСУП «Ворняны») были лишены гарантированной государством социальной поддержки. Только по требованию прокуратуры их законные права на получение семейных пособий были восстановлены.
Факты неправильного применения законодательства о назначении семейных пособий вскрыты в управлении по труду, занятости и социальной защите Гродненского райисполкома.
По результатам проверки прокуратура Гродненской области внесла в Гродненский облисполком и областное управление Фонда социальной защиты населения представление, в котором потребовала устранить причины и условия, которые способствовали нарушениям законодательства о защите прав детей-инвалидов.
Фото: прокуратура Гродненской области
Служба информации
прокуратуры Гродненской области