По требованию органов прокуратуры Витебской области приняты меры по защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Органы прокуратуры Витебской области проверили исполнение законодательства о гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа таких детей.
В целом благодаря последовательно проводимой работе с неблагополучными семьями в регионе наблюдается стойкая динамика снижения количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: с 2007 года их общее число снизилось с 4808 до 2381 в 2022 году, или на 50,5%.
Вместе с тем по результатам надзорных мероприятий установлено, что государственные органы и иные организации в ряде случаев не обеспечили должным образом основные жизненные потребности лиц названных категорий в части их содержания и воспитания, защиты их имущественных прав, предупреждения безнадзорности и правонарушений, их социализации, бытового и трудового устройства.
Например, в Браславском, Верхнедвинском и Городокском районах отделы по образованию райисполкомов не организовали сбор документов при определении детей в замещающие семьи.
В Городокском, Ушачском и Чашникском районах оказался не налажен контроль за расходованием средств, выделяемых на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Прокуроры Браславского, Витебского, Городокского, Оршанского, Полоцкого, Сенненского и Ушачского районов выявили факты ненадлежащего контроля со стороны органов управления образованием и учреждений образования за условиями жизни и воспитания детей рассматриваемой категории.
В Витебском, Оршанском и Поставском районах зафиксированы нарушения при передаче на патронатное воспитание детей сиротской категории.
В одном из случае несовершеннолетний, оставшийся без попечения родителей, совершил правонарушение из-за ненадлежащего контроля за его поведением со стороны патронатного воспитателя. В частности, молодой человек, переданный родной бабке на патронатное воспитание, находился в ночное время в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения. Постановлением территориальной комиссии по делам несовершеннолетних он привлечен к ответственности по ч.1 ст.19.3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
В Городокском районе и Первомайском районе г.Витебска имелись нарушения права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на регистрацию по адресу расположения административного здания исполнительного и распорядительного органа по месту первоначального приобретения статуса.
В некоторых случаях Витебский горисполком неправомерно отказал в постановке лиц названной категории на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и их регистрации по месту расположения административного здания исполкома.
В Браславском, Витебском, Оршанском и Сенненском районах, а также г.Витебске контроль за сохранностью жилья, закрепленного за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, велся ненадлежащим образом.
Прокуроры также вскрыли случай нерационального и необоснованного использования денежных средств несовершеннолетнего, оставшегося без попечения родителей. Так, опекун 10-летнего мальчика из денежных средств подопечного произвела платежи в сумме около 340 рублей по договору финансовой аренды (лизинга), заключенному с ООО «Автопромлизинг». К слову, по данному договору женщина приобрела мотокультиватор стоимостью свыше 4 тыс. рублей, тогда как его контрактная цена составила 2,4 тыс. рублей.
Несмотря на очевидность нерационального использования денег органы образования не приняли мер к защите имущественных прав несовершеннолетнего.
Деятельность территориальных центров социального обслуживания населения, связанная с постинтернатным сопровождением детей анализируемой категории, в Бешенковичском, Витебском, Докшицком и Поставском районах велась с явными упущениями.
Установлены случаи ненадлежащего медицинского обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
По результатам проверки органы прокуратуры Витебской области внесли 18 представлений об устранении нарушений законодательства. Прокуратура Витебской области внесла обобщенное представление в Витебский облисполком, в котором предложила принять комплекс организационно-практических мероприятий для исправления ситуации.
По результатам рассмотрения актов надзора 33 должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности.
Служба информации
прокуратуры Витебской области