Генеральной прокуратурой выявлены нарушения антикоррупционного законодательства в деятельности Национальной академии наук и подчиненных ей организаций

Генеральная прокуратура проверила исполнение законодательства о борьбе с коррупцией в системе Национальной академии наук Беларуси (далее – Академия наук), а также при осуществлении ею функций заказчика по государственным научно-техническим программам. 

В 2015 – 2017 годах в подчиненных Академии наук организациях вскрыто 8 коррупционных преступлений и 11 фактов иных нарушений законодательства о борьбе с коррупцией, что свидетельствует о недостаточной работе, направленной на предупреждение и пресечение коррупционных правонарушений. 

Например, за получение взятки осужден бывший заместитель генерального директора ОАО «Приборостроительный завод Оптрон», за хищение с использованием своих служебных полномочий – бывший агроном РПДУП «Толочинский консервный завод». 

Установлены неединичные нарушения процедур закупок товаров (работ, услуг), случаи использования отдельными должностными лицами государственного имущества в личных целях, неправомерного оказания содействия физическим лицам. 

Руководство Академии наук не располагало полной и достоверной информацией о вскрытых в подведомственных структурах фактах несоблюдения антикоррупционного законодательства, в связи с чем не принимало должных мер к устранению способствовавших им причин и условий, не уведомляло о выявленных в ходе контрольно-ревизионных проверок нарушениях правоохранительные органы, не рассматривало вопросы о возмещении причиненного вреда. 

Работа комиссии Академии наук по противодействию коррупции организована неэффективно, должные меры к устранению коррупционных рисков не принимались. 

Несмотря на наличие в действиях должностных лиц ГНУ «Институт физико-органической химии Национальной академии наук Беларуси», РНИУП «Институт биохимии биологически активных соединений Национальной академии наук Беларуси» признаков правонарушений, связанных с исполнением законодательства о государственных закупках, сведения в компетентные органы для привлечения последних к ответственности по ч. 4 ст. 11.16 и ст. 11.77 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях не сообщались. 

Имелись переплаты денежных средств по заключенным договорам, отгрузки неоплаченной продукции, недостоверный учет рабочего времени, перечисления средств на ремонт, выполнение которого не подтверждено документально. 

Например, РНПДУП «Институт овощеводства» (далее – Институт) по заключенным договорам переплатил более 10 тыс. рублей подрядчику   ООО «Строительное управление № 99» за выполненные строительно-монтажные работы. По решению руководства Института сумма переплаты была списана за счет прибыли. До настоящего времени с названного дебитора не взыскано более 22 тыс. рублей. 

В 2015 году Институт в адрес ООО «ГрессаСтрой» согласно документам отгрузил продукцию на сумму свыше 13 тыс. рублей, оплата которой не была произведена. ООО «ГрессаСтрой» информировало о неполучении товара. Однако руководство Института не приняло мер к установлению обстоятельств заключения и исполнения договорных обязательств. 

Институт в адрес ООО «РСУ-СпецАгроСтрой» по договорам подряда на ремонт овощехранилища и кровли гаража перечислил 25 тыс. и 15 тыс. рублей соответственно. Надлежаще оформленных документов, которые подтвердили бы выполнение этих работ, не представлено. По объяснению главного бухгалтера учреждения, кровля не ремонтировалась. 

По перечисленным фактам организованы проверки в рамках Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь. 

Кадровая служба Академии наук не выполняла требования Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» в части отобрания у государственных должностных лиц обязательств по соблюдению установленных ограничений, декларированию обязанными лицами доходов и имущества. 

Обнаружены случаи неполного и недостоверного декларирования доходов и имущества более 30 государственными служащими, в отношении которых Генеральная прокуратура инициировала перед Министерством по налогам и сборам начало административного процесса с целью привлечения виновных лиц к ответственности. 

Несоблюдение требований законодательства о профилактике коррупции создало условия для его нарушения в иных сферах, в том числе при реализации Академией наук функций заказчика по государственным научно-техническим программам. 

Например, в рамках подпрограммы «Ресурсосбережение» Государственной научно-технической программы «Ресурсосбережение, новые материалы и технологии – 2015» отсутствовал контроль за ходом выполнения ее заданий, эффективным использованием бюджетных средств, достижением в полном объеме программных целей. Дальнейшее освоение научных разработок в промышленном производстве, их востребованность на рынке, вовлечение в оборот вторичных ресурсов не отслеживались. 

Задания в подпрограмму часто включались без необходимой предварительной оценки экономической эффективности и целесообразности их выполнения за счет бюджетных средств. 

Безынициативная позиция Академии наук как заказчика Государственной программы, отсутствие координации действий исполнителей стали причиной неосвоения отдельных научных разработок, которые впоследствии утратили свою актуальность и значимость.

Итоги прокурорской проверки позволяют сделать вывод о недостаточном управленческом влиянии Академии наук на работу подведомственных организаций, необходимости принятия дополнительных системных мер, направленных на профилактику коррупционных преступлений и правонарушений. 

Генеральная прокуратура внесла представление Председателю Президиума Национальной академии наук Беларуси, в котором потребовала принять меры к устранению и недопущению впредь подобных нарушений, вернуть неэффективно израсходованные бюджетные средства.