Генеральной прокуратурой проведено обобщение практики применения Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией»

Генеральной прокуратурой проведено обобщение практики применения  Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» (далее – Закон о борьбе с коррупцией) за период с января 2016 г. по февраль 2017 г. 

В обобщении также приняли участие  представители Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь, Министерства внутренних дел, Комитета государственной безопасности, Следственного комитета, Комитета государственного контроля, республиканских органов государственного управления, областных и Минского горисполкома, Академии управления при Президенте Республике Беларусь, Института национальной безопасности Республики Беларусь. 

Проведенное обобщение показало, что за короткий период с момента вступления в силу Закона о борьбе с коррупцией  удалось обеспечить практическую реализацию его положений в соответствии с целями правового регулирования. 

В органах прокуратуры, иных государственных органах, организациях сформированы в целом схожие, а также верные подходы к применению норм антикоррупционного законодательства. 

Для обеспечения единообразной практики применения Закона о борьбе с коррупцией Генеральной прокуратурой на постоянной основе принимаются необходимые меры организационного, методического и правового характера, в том числе в части разработки нормативных  правовых актов, дачи разъяснений, направления информационных писем, проведения семинаров и круглых столов и т.д. 

Проблемных вопросов системного характера, которые бы препятствовали реализации государственной политики в сфере борьбы с коррупцией, защите прав и свобод граждан, общественных интересов, не имеется. 

Вместе с тем отмечены некоторые трудности в применении отдельных антикоррупционных норм, направленных на минимизацию привлекательности совершения коррупционных деяний  и исключение предпосылок для них. 

В дополнительном анализе нуждается практика привлечения к ответственности за совершение правонарушений, создающих условия для коррупции при отсутствии умысла виновного лица, а также причины отсутствия практики изъятия имущества (взыскания расходов), стоимость которого превышает доходы, полученные из законных источников (ст. 36 Закона о коррупции). 

Отмечена необходимость разработки механизма практической реализации положений об общественном контроле в сфере борьбы с коррупцией (ст. 46 Закона о коррупции) и активизации указанной деятельности. 

Дополнительному обсуждению с заинтересованными государственными органами подлежит предложение о регламентации полномочий кадровых служб организаций по контролю за соблюдением государственными должностными и приравненными к ним лицами ограничений, установленных Законом о борьбе с коррупцией и соответствующими письменными обязательствами. 

По итогам проведенного обобщения предложены пути решения проблемных вопросов, имеющихся в практике применения антикоррупционного законодательства. 

Результаты обобщения направлены прокурорам областей, города Минска, ряду государственных органов для использования в практической деятельности. 

С учетом комплексного характера и необходимости широкого общественного обсуждения путей повышения эффективности государственной антикоррупционной политики результаты обобщения планируется рассмотреть  на межведомственной конференции с участием заинтересованных государственных органов, организаций, представителей научных кругов, общественности.