Генеральный прокурор Андрей Швед выступил в Палате представителей Национального собрания с докладом по проекту Закона «Об изменении законов по вопросам борьбы с коррупцией»

Генеральный прокурор Республики Беларусь Андрей Швед выступил в Палате представителей Национального собрания Республики Беларусь с докладом по проекту Закона «Об изменении законов по вопросам борьбы с коррупцией» (далее – проект Закона).

Справочно. С учетом анализа правоприменительной практики и зарубежного опыта в 2019 году Генеральная прокуратура инициировала внесение изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь от 15 июля 2015 года №305-З «О борьбе с коррупцией» (далее – Закон).

В соответствии с поручениями Главы государства совместно с Верховным Судом и иными заинтересованными органами Генеральная прокуратура проделала большую аналитическую работу, что позволило подготовить изменения и дополнения для актуализации Закона.

Белта Парламент 2.JPG

«В Республике Беларусь коррупция рассматривается как одна из угроз национальной безопасности. Противодействие этому явлению – первоочередная задача государственных органов и организаций и один из важнейших приоритетов внутренней политики. Практика прокурорского надзора свидетельствует о том, что коррупция наиболее распространена в промышленности, сельском хозяйстве, торговле, строительстве, а также в сфере государственного управления», – отметил Андрей Швед.

Генпрокурор подчеркнул, что наряду с выявлением и пресечением преступлений против интересов службы важное значение имеет их предупреждение.

Справочно. Принятый в 2015 году Закон о борьбе с коррупцией, содержит механизмы, призванные минимизировать привлекательность коррупционных деяний. 

Так, ограничено право на пенсионное обеспечение государственных служащих и военнослужащих, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления с использованием служебных полномочий. Введен запрет на прием на службу осужденных за совершение коррупционных преступлений. Усилена ответственность ряда руководителей, занимающих ответственное положение.

К осужденным за коррупцию не применяется амнистия, условно-досрочное освобождение и замена неотбытой части наказания более мягким.

В Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях внесены положения об ответственности юридических лиц за коррупцию.

Предлагаемые в проекте Закона изменения и дополнения не связаны с корректировкой концептуальных положений законодательства о борьбе с коррупцией, а направлены на совершенствование профилактических антикоррупционных механизмов, оптимизацию взаимодействия в антикоррупционной сфере.

Поступающие в Генпрокуратуру обращения свидетельствуют о наличии трудностей при отнесении работников к категории государственных должностных лиц. Это связано с отсутствием в Законе определений для организационно-распорядительных и административно-хозяйственных обязанностей, что создает сложности в толковании и применении антикоррупционных норм.

Как итог – предложено дополнить статью 1 Закона определениями указанных терминов.

Андрей Швед проинформировал участников заседания о необходимости совершенствовать регламентацию института предотвращения и урегулирования конфликта интересов – одного из самых перспективных антикоррупционных механизмов.

В качестве последствия его несоблюдения для всех категорий государственных должностных лиц предложено установить привлечение к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения.

Проработана инициатива о закреплении дополнительной формы взаимодействия, которая позволит конкретной организации получать от правоохранительных органов сведения о коррупционных деяниях своих работников. Одновременно сохранена обязанность самой организации по передаче правоохранительным органам информации о фактах коррупции среди ее сотрудников (ст.10 Закона).

Проектом Закона внесено предложение о корректировке отдельных антикоррупционных ограничений, установленных в ст.17 Закона.

Белта Парламент (2).JPG

К примеру, в перечень близких лиц государственного должностного лица дополнительно предложено включить супругов его детей – такая инициатива обусловлена наличием случаев совершения коррупционных деяний в интересах зятя и невестки.

Уделено внимание вопросу реализации антикоррупционного ограничения на получение имущества (подарков).

Проблема связана с отсутствием в законодательстве определений понятий «сувенир», «протокольное мероприятие», «иное официальное мероприятие» и их оценочным характером, в связи с чем вводится определение названных терминов.

Среди прочих изменений в проекте Закона предусмотрен запрет на использование государственным должностным лицом в личных и иных внеслужебных интересах любого имущества государственного органа, организации, а не только полученного им при исполнении служебных (трудовых) обязанностей.

При этом предложено установить ответственность за использование в личных целях имущества хозяйственных обществ вне зависимости от доли государства в их уставном фонде.

Корректируется ограничение по совместной службе (работе) в государственных органах и организациях супругов, близких родственников или свойственников.

С учетом результатов анализа практики прокурорского надзора и предложений заинтересованных госорганов подготовлен ряд изменений в главу 4 Закона – они направлены на ликвидацию избыточных требований к процедуре декларирования, а также повышение эффективности данного профилактического механизма.

Закон дополняется нормой (статья 27-1), которая устанавливает перечень доходов и имущества, не подлежащих обязательному декларированию. К ним относятся доходы, полученные от участия в различных бонусных программах, предлагаемых банками, организациями торговли и сервиса, а также имущество незначительной стоимости, полученное в качестве подарков.

Предложено детализировать обязанности руководителей государственных органов, иных организаций в сфере борьбы с коррупцией.

Справочно. Установленная ст.43 Закона обязанность руководителей принимать в пределах своей компетенции меры по борьбе с коррупцией дополняется обязанностями по предупреждению и выявлению нарушений антикоррупционного законодательства, устранению последствий, наступивших в результате таких нарушений, причин и условий, им способствующих.

Белта Парламент.JPG

«Полагаем, что предлагаемые меры позволят повысить профилактическую составляющую в борьбе с коррупцией, будут способствовать предупреждению коррупционных правонарушений и преступлений», – резюмировал Андрей Швед.

В завершении доклада Генеральный прокурор ответил на вопросы парламентариев.

Один из них касался, например, алгоритма поведения руководителя организации в ситуациях, когда конфликт интересов возник у него самого.

Справочно. Согласно действующим нормам государственное должностное лицо обязано уведомить в письменной форме своего руководителя, в непосредственной подчиненности которого оно находится, о возникновении конфликта интересов или возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно, и вправе в письменной форме заявить самоотвод от принятия решения, участия в принятии решения либо совершения других действий по службе (работе), которые вызывают или могут вызвать возникновение конфликта интересов.

Применительно к такой ситуации Андрей Швед пояснил, что сложившаяся практика неединообразна: «Мы эту проблему видим и в представленном проекте закона предлагаем решение. Руководитель будет обязан уведомить о конфликте интересов вышестоящий государственный орган или лицо, которое назначило на должность этого руководителя, коллегиальный орган управления организации либо учредителя организации. Какой именно орган уведомляется, зависит от структуры управления конкретной организации. Соответственно извещенный о конфликте интересов орган будет обладать компетенцией по его урегулированию».

БелТА А.И.Швед.jpg

В рамках мероприятия Андрей Швед также пообщался с представителями средств массовой информации.

Фото: Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь, БелТА

Управление взаимодействия со СМИ
и редакционной деятельности
Генеральной прокуратуры

 


Другие новости


Основные события