Основной принцип государственной инновационной политики - бюджетные средства выделяются на конкурсной основе и для реализации инновационных проектов.
Важный критерий финансирования этих проектов за счет ресурсов местных инновационных фондов - создание и внедрение новых технологий и (или) изготовление новой для страны продукции.
На практике заявленная благая цель не всегда достигается. Вывод о неэффективности расходования денег инновационного фонда Могилевского облисполкома подтвердила и проверка прокуратуры Могилевской области.
Прокуроры выяснили, что несмотря на истечение сроков реализации инновационных проектов почти каждая вторая организация (6 из 14) не выполнила в полной мере обязательства, которые послужили основанием для выделения ей бюджетных средств.
Отдельные предприятия не ввели в эксплуатацию технологическое оборудование или сделали это несвоевременно, нарушили требования законодательства о государственных закупках товаров (работ, услуг) при его приобретении, вовсе не приступили к выпуску новой продукции.
Как пример, в нарушение условия о выделении финансовых ресурсов коммерческая организация до сих пор не начала производить рыбную пасту в тюбиках. Другой субъект хозяйствования вместо предусмотренной инновационным проектом полножирной экструдированной сои наладил выпуск иной аграрной продукции на приобретенном за бюджетные деньги оборудовании.
В связи с необеспечением ввода в эксплуатацию оборудования для производства нового товара - теплоизоляционных и стеновых изделий на основе вспененного жидкого стекла экономический суд Могилевской области удовлетворил иск областной прокуратуры о взыскании с ОАО «ПМК-83 Водстрой» в пользу Могилевского облисполкома неэффективно использованных средств местного инновационного фонда в сумме 638,6 тыс. рублей.
В ходе проверки прокуроры обнаружили факт завладения финансовыми ресурсами инновационного фонда Могилевского облисполкома мошенническим путем.
Так, после выделения коммерческой структуре из бюджета 1 млн рублей под реализацию проекта по изготовлению пленки с флексографической печатью и разделительной пленки с тиснением (stretch hood) ее учредитель и директор, имея реальную возможность торгового сотрудничества с заводом в Китае, приобрели технологическое оборудование у созданной совместно с третьим лицом российской фирмы. Документально российский контрагент выступил посредником в продаже оборудования, искусственно завысив его стоимость по сравнению с предложением завода-изготовителя более чем в 2 раза. В результате предприниматели завладели и распорядились по своему усмотрению финансовыми ресурсами инновационного фонда Могилевского облисполкома в сумме 555 тыс. рублей - разницей между фактической и завышенной ценой.
По приговору суда трое обвиняемых осуждены за мошенничество в особо крупном размере по ч.4 ст.209 Уголовного кодекса Республики Беларусь к 7 годам лишения свободы с конфискацией имущества, с них в полном объеме взыскан в пользу областного бюджета причиненный преступлением ущерб.
По итогам проверки прокуратура Могилевской области внесла в Могилевский облисполком представление, в котором потребовала устранить нарушения законодательства при использовании средств инновационного фонда, предложила принять меры к взысканию с организаций неэффективно использованных ими бюджетных средств. Выполнение акта надзора взято на контроль.
Фото: tlt.ru
Служба информации
прокуратуры Могилевской области