Заместитель Генерального прокурора Алексей Стук: «Мы заинтересованы в сильной, слаженной системе органов принудительного исполнения»

В январе текущего года в Генеральной прокуратуре создано управление по надзору за соблюдением законодательства органами уголовно-исполнительной системы и принудительного исполнения. О том, почему и для чего образована эта структура, беседуем с заместителем Генерального прокурора Алексеем СТУКОМ. 

   — Алексей Константинович, в период, когда взят курс на оптимизацию госаппарата, в Генеральной прокуратуре создается новое подразделение. Чем продиктована эта необходимость? 

— Исполнение судебных и других решений выступает завершающей стадией судебных или иных процедур по защите права. 

Деятельность на этом этапе создает предпосылки для непосредственной реализации принятых судом или иными государственными органами решений, обеспечивает охрану прав и законных интересов граждан, общества, государства. Собственно это та стадия, ради которой во многом работает система правосудия и другие государственные органы. 

Органами прокуратуры Республики Беларусь систематически выявляются низкий уровень реального взыскания денежных средств, волокита, нарушение законодательства. 

Назрела необходимость в кардинальных переменах. Я, прежде всего говорю, о прокурорском надзоре. Следует принять дополнительные меры по обеспечению эффективности реального исполнения и возмещаемости причиненного ущерба. 

Подчеркну, что создание нового подразделения не связано с увеличением численности прокурорских работников. Оно образовано за счет внутренних резервов при оптимизации имеющихся структур. 

   — Можно ли сделать вывод, что существовавшая ранее система исполнения решений не справлялась с нагрузкой? 

— Прокуратура не посягает на авторитет органов юстиции, принудительного исполнения. Мы заинтересованы в сильной, слаженной, действующей исключительно в правовом поле, системе органов принудительного исполнения. Лишь при этом условии и только совместными, согласованными действиями сможем успешно решать стоящие перед нами задачи, добиться укрепления законности и правопорядка в обществе. 

Практика прокурорского надзора показала, что некоторые исполнительные документы необоснованно не исполнялись годами. Это приводило к тому, что нарушенные права граждан, интересы государства длительное время оставались незащищенными и не восстановленными, нивелировались цели судопроизводства и значимость выносимых решений. 

В свою очередь это порождало жалобы, негативное отношение граждан к работе судебной системы, органов юстиции и принудительного исполнения, создавало условия для разрешения возникающих проблем неправовыми методами. 

Нагрузка у судебных исполнителей действительно большая и дело на месте  не стоит, но я бы все-таки не называл такого рода нагрузку как основную причину ненадлежащего исполнения судебных решений. Уверен в том, что органы принудительного исполнения должны и могут работать более эффективно. 

Арсенал средств и полномочий у судебных исполнителей внушительный, новый закон об исполнительном производстве действует более полугода, положительный и отрицательный опыт накоплен и  главное сейчас — перейти к оперативному и действенному решению поставленных задач. 

   — Какие основные задачи стоят перед новым управлением? 

— Развитие прокурорского надзора за исполнением законодательства органами принудительного исполнения пойдет по пути качественного обновления механизма его обеспечения. 

Приоритетными направлениями деятельности по надзору за соблюдением законодательства органами принудительного исполнения определены защита прав и законных интересов граждан, государства, эффективность и реальное взыскание сумм по исполнительным документам в доход государства, организаций и учреждений, взыскание дохода, полученного преступным путем, неосновательного обогащения, а также вреда, причиненного преступлениями и правонарушениями. 

Будут изучаться актуальные и проблемные вопросы, отрицательно влияющие на полноту исполнения, реальное взыскание денежных сумм, возможные способы их решения на ведомственном или законодательном уровне. 

Особое внимание — исключению формального подхода к рассмотрению жалоб заявителей. 

Мы будем анализировать причины ненадлежащего исполнения и при наличии оснований принимать адекватные меры прокурорского реагирования. При этом необходим взвешенный подход и совершение действий только в правовом поле, нужно всегда помнить про соблюдение прав и законных интересов не только взыскателей, но и должников. Чтобы не получилось так, что в погоне за взысканием любой ценой не станет места человеку. 

   — На первых этапах работы неизбежны трудности и проблемы, которые сложно спрогнозировать… 

— Прокуроры на местах указывают на несовершенство статистики органов принудительного исполнения, которая не позволяет оперативно получать объективные сведения о реальном исполнении по различным категориям дел и имущественных взысканий. 

Очевидна необходимость доступа органов прокуратуры к различным информационным системам и базам, содержащим данные об исполнительном производстве, неисполненных судебных решениях и должниках (в том числе о неисполненных взысканиях по искам и штрафам). 

Одной из основных проблем сейчас видится отсутствие должного взаимодействия между заинтересованными государственными органами, т.н. «незаинтересованность заинтересованных». 

Нами уже предприняты определенные шаги в решении данной проблемы.  Планируем проведение республиканского координационного совещания со всеми вовлеченными в процесс исполнения органами, учитывая наличие заявительного принципа и существенное расширение перечня органов, уполномоченных выступать в качестве взыскателя от имени Республики Беларусь и административно-территориальных единиц. 

Уверен, что, выслушав проблемы друг друга и мнение всех сторон, мы сможем найти наиболее верный механизм их решения. 

Все государственные органы должны быть настроены на конструктивное взаимодействие, не пытаясь защищать свой ведомственный интерес. Необходима активизация совместной деятельности, повышение персональной ответственности, недопущение коррупции и обеспечение принципа законности при исполнении. 

                                      Отдел информации Генеральной прокуратуры


Другие новости


Основные события