Прокуратура Могилевской области потребовала устранить нарушения законодательства об охране историко-культурного наследия и выявила резервы для пополнения культурного наследия

Прокуратура Могилевской области проверила соблюдение законодательства об охране историко-культурного наследия – установлен ряд недостатков, для устранения которых внесены акты прокурорского реагирования.  

На постоянном контроле органов прокуратуры находится сохранение материальных и нематериальных проявлений творчества человека, содержащих для белорусского народа особую духовную, художественную или документальную ценность, а также выявление новых объектов, соответствующих критериям для присвоения им статуса историко-культурной ценности (далее – ИКЦ). 

Справочно. В Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь (далее – Государственный список) по Могилевской области включено 1 078 ИКЦ, из которых 13 нематериальных и 1 065 материальных объектов.  

Как показала проверка прокуратуры, местные исполнительные и распорядительные органы, собственники ИКЦ и землепользователи, на земельных участках которых размещаются такие объекты, не в полной мере принимают меры по их сохранению.  

Сдерживающим фактором для наведения порядка в сфере охраны историко-культурного наследия остается проблема финансирования, в то время как под ее видом в ряде случаев скрывается халатность и безответственность собственников ценностей.  

Установлено, что проекты зон охраны недвижимых материальных ИКЦ не разработаны для 848 памятников архитектуры и археологии, или 80 % от общего количества. К слову, многие из них числятся в Государственном списке не один десяток лет.  

Справочно. На основании ст.105 Кодекса Республики Беларусь о культуре (далее – Кодекс) границы территорий недвижимых ИКЦ, зон их охраны, режимы содержания и использования указанных зон определяются проектом, утверждаемым Министерством культуры.   

Определение зон охраны ИКЦ, а с ним и ограничение деструктивного влияния в отношении недвижимых материальных объектов с исторической и культурной значимостью – гарантия их сохранения. 

Так, проекты зон охраны ИКЦ в Быховском районе отсутствовали для 178 объектов, Осиповичском – 107, Климовичском – 104, Чериковском – 94, Шкловском – 85, Мстиславском – 61, Горецком – 47, Бобруйском – 79, Глусском – 29, Славгородском –  21, Чаусском –  21, Могилевском – 13, Белыничском – 11, г.Могилеве – 25, г.Бобруйске – 13.  

В связи с отсутствием таких проектов границы ограничения хозяйственной и иной деятельности не установлены и не отображены в земельно-информационной системе Республики Беларусь. Как результат – не учтены при разработке градостроительной и землеустроительной документации. 

Прокуратура Бобруйского района в ходе совместной проверки с ГНУ «Институт истории НАН Беларуси» выявила, что земляные работы по прокладке газопровода в д.Щатково Бобруйского района на территории памятников археологии «Гарадзішча перыяду ранняга жалезнага веку», «Селішча перыядаў ранняга жалезнага веку і ранняга сярэднявечча» филиал «Осиповичское УМГ ОАО «Газпром трансгаз Беларусь» провел незаконно, без согласования с Бобруйским райисполкомом и разработанных мер по охране археологических объектов. Таким образом при регистрации земель для обслуживания участка газопровода не установлены ограничения, связанные с нахождением там недвижимых ИКЦ.  

По данному факту прокуратура Бобруйского района направила в Бобруйский РОВД поручение о проведении проверки в порядке ст.174 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь. Кроме того, внесла представление в райисполком, в отношении юридического лица начато 2 административных процесса по ст.19.3 КоАП.  

Для Могилевской области актуальна проблема надлежащего оформления правового статуса земель, занятых недвижимыми археологическими объектами. В регионе насчитывается 797 археологических объектов, земельные участки для обслуживания которых в соответствии с целевым назначением не предоставлялись, границы земель не устанавливались и в Едином государственном регистре недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним не регистрировались. 

Неточное описание в ходе проведения поисковых работ места нахождения памятников археологии не позволяет в современных условиях обнаружить некоторые материальные ценности .  

Большинство памятников археологии не обозначены  охранными досками, которые должны быть установлены на расстоянии до пяти метров от их территории со стороны лучшего восприятия (ст. 104 Кодекса).  

Например, нарушения по установке охранных досок на недвижимых ИКЦ выявлены в Быховском, Чериковском, Осиповичском, Мстиславском, Бобруйском и Климовичском районах.  

Отсутствие установленных границ и невозможность локализовать древние поселения людей на местности не позволяют правильно установить охранные доски вблизи культурного слоя.  

При осуществлении надзора органы прокуратуры обнаружили значительное количество объектов, которые обладают признаками, соответствующими критериям для присвоения им статуса ИКЦ: Горецкий район – «Красная церковь» на подъезде к д.Малые Шарипы; Круглянский район – Дудаковичская церковь, 1869 г.; д.Тубушки – церковь Святого Николая Чудотворца; Могилевский район – церковь 1861-1865 г.г. в аг.Сидоровичи и другие объекты.  

В ходе надзорных мероприятий затронуты и другие вопросы исполнения законодательства об охране историко-культурного наследия.  

По итогам проверки органы прокуратуры Могилевской области территориальным государственным органам, собственникам ИКЦ внесли 14 представлений, вынесли 11 предписаний, поручили подготовку дел об административном правонарушении в отношении 27 лиц и инициировали проверку в порядке статьи 174 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь. 

Устранение нарушений находится на контроле в органах прокуратуры.  

Фото: прокуратура Могилевской области

Служба информации
прокуратуры Могилевской области


Другие новости


Основные события