Проведенный прокуратурой Гомельской области анализ показал, что за 8 месяцев 2018 года в регионе зарегистрировано 2124 административных правонарушения, которые связаны с насилием в семье. Это на 54% превысило аналогичные показатели 2017 года, когда в милицию поступало по 50 сообщений о конфликтах в сфере семейно-бытовых отношений в день, или по 2 каждый час. Тогда в 75% случаев от семейных агрессоров страдали женщины.
Установлено, что в отдельных районах не налажен надлежащий обмен информацией между заинтересованными субъектами профилактики о фактах насилия в семье. Это воспрепятствовало оказанию своевременной помощи жертвам.
К примеру, в территориальный центр социального обслуживания населения Хойникского района только 1 раз в текущем году из местного РОВД поступал список лиц, которые поставлены на учет за правонарушения в отношении членов семьи. К слову, сами сотрудники центра ни одну семью из этого списка не посетили и иную профилактическую работу не вели.
За 8 месяцев 2018 года ОВД Брагинского, Кормянского и Калинковичского районов вовсе не направляли в территориальные центры социального обслуживания населения информацию о противоправных действиях в отношении пожилых граждан и конфликтных ситуациях в семьях, где проживали дети.
Так, житель Ветковского района С. неоднократно привлекался к административной ответственности за насилие к своей супруге, в том числе в присутствии несовершеннолетней дочери.
Вместе с тем информация из Ветковского РОВД в учреждение социального обслуживания и иные органы не направлялась. И только по предписанию прокуратуры Ветковского района заинтересованные органы взяли ситуацию в семье на контроль, признали ребенка находящимся в социально опасном положении.
В районах области и г.Гомеле созданы «кризисные» комнаты по оказанию услуг временного приюта гражданам, которые пострадали от домашнего насилия, в ряде гостиниц им выделены номера.
При посещении такой «кризисной» комнаты в Житковичском районе прокурорские работники констатировали ее захламленность различными вещами, отсутствие горячего водоснабжения, непригодность сантехники и душевой кабины для использования. В комнате не было стационарной телефонной связи и аптечки первой медицинской помощи.
Согласно утвержденному положению услугами временного приюта в Житковичском районе могли воспользоваться только женщины, женщины с детьми либо люди, ставшие жертвами торговли. Выходит, что иные пострадавшие от домашнего насилия в нарушение требований законодательства лишены возможности получить временный приют.
На момент проверки в Буда-Кошелевском и Наровлянском районах входные двери «кризисных» комнат были обозначены соответствующими табличками, а это недопустимо.
Вход в учреждения с «кризисными» комнатами оставался свободным, доступ иных лиц туда никто не ограничивал, что нарушало условия безопасного пребывания в них.
В Кормянском районе услуги по заселению в «кризисную комнату» оказывали на платной основе, что нарушало права граждан и препятствовало ее использованию.
Во время прокурорского мониторинга в Наровлянском районе оперативный дежурный РОВД пояснил, что ему «ничего неизвестно про «кризисную» комнату и оказать какую-либо помощь в заселении он не может».
Недостаточное информирование населения привело к тому, что комнаты для реабилитации жертв насилия в ряде регионов пустовали – в текущем году ими воспользовались всего 17 человек.
Как определено в законодательстве, обязанность создания мест временного пребывания граждан, в отношении которых вынесено защитное предписание, возложена на местные исполнительные и распорядительные органы.
В Петриковском районе местом для временного пребывания нуждающихся в защите лиц определено домовладение, которое не пригодно для проживания – решается вопрос о признании дома аварийным.
В Чечерском районе такое место вообще не определено.
По результатам проверки прокуроры районов и городов Гомельской области внесли 6 представлений начальникам территориальных РОВД, в которых потребовали устранить выявленные нарушения, способствовавшие им причины и условия.
Прокуратура Гомельской области, в свою очередь, внесла представления в УВД и Гомельский облисполком, где потребовала разработать алгоритм действий должностных лиц государственных органов при оказании помощи жертвам насилия в семье, обеспечить соблюдение требований правовых актов о профилактике.