Как было установлено в ходе прокурорской проверки, региональные органы санитарного надзора Могилевской области не выполняли в полной мере возложенные на них контрольные, разрешительные, управленческие и иные функции по минимизации негативного влияния вредных факторов окружающей среды на здоровье населения, предупреждению возникновения и распространения инфекционных, паразитарных болезней, массовых неинфекционных заболеваний.
Вскрыты факты невнесения предписаний об изъятии недоброкачественной продукции, зафиксирован низкий уровень выявляемости просроченных товаров и продуктов, хранящихся с нарушениями температурного режима или без документов, характеризующих их качество и безопасность, искусственного увеличения количества предписаний об изъятии продукции за счет дробления нарушений, обнаруженных в ходе одного проверочного мероприятия.
Центры гигиены и эпидемиологии при проведении первичных мониторингов незаконно использовали полномочия, предоставленные для проверок, в результате чего граждане неправомерно привлекались к административной ответственности.
Приостановление (запрет) деятельности торговых объектов по требованиям названных учреждений нередко сопровождалось нарушениями. Имела место избирательность в вопросе вынесения соответствующих предписаний, поскольку работа объектов торговли с идентичными санитарными нарушениями в одном случае приостанавливалась, в другом – продолжалась.
Не все органы санитарного надзора обеспечили контроль за прохождением санитарно-гигиенической экспертизы примерного 2-недельного рациона питания для детских дошкольных учреждений образования, отсутствовала должная принципиальность в вопросах соблюдения норм питания для учащихся.
К организациям, физическим лицам, индивидуальным предпринимателям не предъявлялись требования о возмещении вреда, причиненного в результате нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
По фактам несанкционированной торговли продуктами питания не направлялись информации в местные исполнительные и распорядительные органы, а также предложения и ходатайства о лишении лицензий и привлечении виновных к дисциплинарной ответственности.
Центры гигиены и эпидемиологии не во всех случаях контролировали реализацию вынесенных предписаний об устранении недостатков, устанавливали порой неоправданно сжатые либо продолжительные сроки для выполнения санитарных мероприятий, не соблюдали процедуру переноса срока исполнения требований и не контролировали поступление ответов на них от проверяемых субъектов.
Наиболее многочисленные нарушения установлены при ведении органами санитарного надзора административного процесса. В частности, ими вменялись в вину деяния, не влекущие административную ответственность, не принимались во внимание смягчающие ответственность обстоятельства, допускалась оплата штрафа организациями вместо виновных физических лиц и иные.
Прокуратурой также выявлены неединичные нарушения законодательства об обращениях граждан и юридических лиц, которые касались снятия их с контроля до полного разрешения поставленных в них вопросов, непередачи заявлений в правоохранительные органы при наличии сообщения о совершенном преступлении.
Имели место факты неверного осуществления административных процедур, вызвавшего занижение срока действия заключений по проведенным экспертизам и завышение их стоимости.
По итогам проверки при прокуроре Могилевской области с участием заместителя председателя Могилевского облисполкома, начальника управления здравоохранения, руководства санитарной службы области, главных санитарных врачей ряда районов проведено оперативное совещание и внесено представление главному санитарному врачу Могилевской области.
По результатам его рассмотрения утвержден план мероприятий по устранению нарушений, более 40 должностных лиц уже привлечены к дисциплинарной ответственности, реализация плана взята на контроль.