В ходе таможенного контроля у законного владельца изъято транспортное средство, в отношении которого прежним владельцем автомобиля не были осуществлены установленные законодательством таможенные процедуры. Впоследствии суд данный автомобиль как предмет административного таможенного правонарушения обратил в доход государства. В каком порядке законный владелец автомобиля может защитить свои права в органах прокуратуры?»

Статьей  44 Конституции государство гарантирует каждому право собственности (ч. 1 ст. 44); неприкосновенность собственности охраняется законом (ч. 2 ст. 44); собственность, приобретенная законным способом, защищается государством (ч. 3 ст. 44), принудительное отчуждение имущества допускается лишь по мотивам общественной необходимости при соблюдении условий и порядка, определенных законом (ч. 5 ст. 44). Статьей 125 Конституции осуществление надзора за соответствием закону судебных решений по делам об административных правонарушениях возложено на прокуроров.
Согласно подпункту 1.9 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 26 марта 2013 г. № 140 «О помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товаров, являющихся предметом административного таможенного правонарушения» и ч. 3 ст. 6.10 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях не подлежат конфискации товары, являющиеся предметом административного таможенного правонарушения, за совершение которого предусмотрена конфискация таких товаров, приобретенные после его совершения лицом, не совершавшим это административное таможенное правонарушение, которые:
1) помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в порядке, установленном международными договорами и иными актами законодательства;
2) приобретены на территории Республики Беларусь у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, для личного, семейного, домашнего потребления и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, если приобретатель не знал и не мог знать о совершении этого административного правонарушения;
3) приобретены в розничной торговле.
Собственники, иные законные владельцы имущества, в отношении у которого были установлены таможенные ограничения, которые не знали и не могли знать об обременениях приобретаемого объекта и противоправности его происхождения, являются лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются судебным постановлением о конфискации (обращении в доход государства) такого имущества по делам об административных таможенных правонарушениях и материалам, имеющим отношение к таким правонарушениям.
Рассмотрение органами прокуратуры жалоб таких заявителей на вынесенные судом в соответствии с ч. 3 ст. 11.10 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях постановления по материалам, имеющим отношение к административному правонарушению и направленным в соответствии с ч. 3 ст. 10.27 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, а также жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях производится в порядке, установленном главой 12 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
Рассмотрение жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях, подаваемых в органы прокуратуры, облагается государственной пошлиной по ставкам, указанным в приложении 17 к Налоговому кодексу Республики Беларусь. Рассмотрение органами прокуратуры жалоб на вынесенные судом постановления по материалам, имеющим отношение к административным таможенным правонарушениям и направленным в соответствии с ч. 3 ст. 10.27 ПИКоАП, в силу приложения 17 к Налоговому кодексу Республики Беларусь об обращении в доход государства товара, с 1 января 2016 г. не является объектом обложения государственной пошлиной.