Поиск по сайту
Разделы сайта
2006 год
2007 год
2008 год
2009 год
2010 год
2011 год
2012 год
2013 год
2014 год
2015 год
2016 год
2017 год
Главная > Архив > 2011 год > Информационная служба > События, мероприятия > Коллегии
В Генеральной прокуратуре состоялось заседание коллегии, на котором рассмотрены вопросы обеспечения законности при привлечении граждан к уголовной ответственности
В Генеральной прокуратуре состоялось заседание коллегии по итогам работы органов прокуратуры Республики Беларусь в первом полугодии 2011 г.
Состоялось заседание коллегии Генеральной прокуратуры по результатам изучения практики исполнения правоохранительными, контролирующими органами и судами требований законодательства, направленного на возмещение ущерба, причиненного правонарушениями
Состоялось заседание коллегии Генеральной прокуратуры
По результатам состоявшегося 31.03.2011 совместного заседания коллегий Генеральной прокуратуры и Комитета государственного контроля принято соответствующее решение
Состоялось совместное заседание коллегий Генеральной прокуратуры и Комитета государственного контроля, на котором обсуждены результаты работы контролирующих (надзорных) органов в 2010-2011 годах и меры по повышению эффективности их деятельности в свете Директивы Президента Республики Беларусь от 31.12.2010 №4
Совместное заседание коллегий Генеральной прокуратуры Республики Беларусь и Комитета государственного контроля Республики Беларусь состоится 31.03.2011
Состоялась рабочая встреча Генерального прокурора Республики Беларусь Василевича Г.А. с Председателем Комитета государственного контроля Республики Беларусь Якобсоном А.С.
Состоялось заседание коллегии Генеральной прокуратуры Республики Беларусь по итогам работы органов прокуратуры Республики Беларусь в 2010 году
В Генеральной прокуратуре состоялось заседание коллегии, на котором рассмотрены вопросы обеспечения законности при привлечении граждан к уголовной ответственности 19.10.2011

В текущем году выполнен ряд организационно-практических мероприятий, направленных на предотвращение нарушений норм уголовно-процессуального законодательства при производстве предварительного расследования и их своевременное устранение, повышение качества досудебного производства по уголовным делам и поддержания государственного обвинения.

За 9 месяцев 2011 года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года вследствие ужесточения прокурорского надзора увеличилось количество дел, возвращенных прокурорами для производства дополнительного расследования (с 492 до 637), осуществляются полномочия по прекращению производства по уголовным делам по реабилитирующим основаниям (1 597 дел). Активизирована работа по кассационному и надзорному опротестованию незаконных и необоснованных приговоров, обеспечению законности при исполнении судебных решений по уголовным делам.

Однако, несмотря на принимаемые меры, обеспечение  соблюдения конституционных прав граждан при привлечении к уголовной ответственности по-прежнему остается одной из главных проблем.

На фоне общего снижения количества оконченных производством уголовных дел в органах предварительного расследования не изжиты факты необоснованного уголовного преследования граждан. Названные негативные явления имели место во всех регионах республики. Наибольшее число таких нарушений допущено в Минской и Могилевской областях.

Причинами необоснованного привлечения лиц к ответственности в условиях ужесточения подхода судов к требованиям уголовно-процессуального закона о достаточности, допустимости, достоверности доказательств являются их некритичная оценка следователями и дознавателями, обвинительный уклон расследования, грубые нарушения норм материального и процессуального законодательства. 

Основаниями оправдания в соответствии со ст.357 УПК судами были признаны в 34% случаев отсутствие в деянии обвиняемого состава преступления, 62% - недоказанность участия обвиняемого в совершении преступления, 3% - отсутствие общественно опасного деяния, предусмотренного  уголовным законом. 

Установлено, что допускаются факты принятия следователями и работниками органов дознания без достаточных оснований решений о  возбуждении уголовных дел и предъявлении обвинения. В текущем году прокурорами в порядке ст.179 УПК отменено 839 (за 9 месяцев 2010 года - 865) незаконных постановлений о возбуждении уголовных дел.

Прокурорский надзор за соблюдением законодательства при исполнении судебных решений и условно-досрочном освобождении лиц от наказания по-прежнему не в полной мере влияет на качество работы органов, ведающих исполнением наказаний, и профилактику рецидивной преступности. 

На заседании коллегии Генеральной прокуратуры Республики Беларусь подчиненным прокурорам было указано на имеющиеся упущения в организации надзора за исполнением действующего законодательства при принятии решений, связанных с привлечением граждан к уголовной ответственности, и потребовано усилить ответственность работников, осуществляющих надзор за предварительным расследованием, за  несоблюдение законности при расследовании уголовных дел.

Перед прокурорами поставлена задача принимать исчерпывающие меры к недопущению нарушений законодательства при рассмотрении заявлений и сообщений о преступлениях. Проверять наличие поводов и оснований для возбуждения каждого уголовного дела в течение 48 часов с момента его возбуждения, уделяя особое внимание уголовным делам, возбужденным в отношении лиц, подозреваемых в совершении преступлений.

При отмене незаконных и необоснованных решений о приостановлении предварительного расследования по уголовным делам, по которым лица привлечены в качестве подозреваемых (обвиняемых), в каждом случае, с учетом конкретных обстоятельств дела, рассматривать вопрос о принятии мер прокурорского реагирования к виновным лицам.

При осуществлении надзора за расследованием уголовных дел о преступлениях, совершенных в условиях неочевидности, обеспечить проверку органом предварительного расследования всех возможных версий по делу. Оценивать показания подозреваемого (обвиняемого) о признании вины только в комплексе с иными доказательствами, объективно подтверждающими его виновность.  Тщательно исследовать доводы жалоб, ходатайств обвиняемых и их защитников.


© 2006 Генеральная прокуратура Республики Беларусь
При использовании материалов ссылка на сайт Генеральной прокуратуры Республики Беларусь обязательна