Поиск по сайту
Разделы сайта
2006 год
2007 год
2008 год
2009 год
2010 год
2011 год
2012 год
2013 год
2014 год
2015 год
2016 год
2017 год
Главная > Архив > 2010 год > По датам > Июль
Генеральной прокуратурой проанализирована работа органов прокуратуры Республики Беларусь по соблюдению законности при рассмотрении и разрешении обращений граждан и исполнению указанного законодательства государственными органами и иными организациями
О конкурсе на лучшее предложение, направленное на совершенствование деятельности органов прокуратуры
Генеральной прокуратурой проанализирована работа органов прокуратуры Республики Беларусь по соблюдению законности при рассмотрении и разрешении обращений граждан и исполнению указанного законодательства государственными органами и иными организациями 23.07.2010

Органами прокуратуры Республики Беларусь уделяется постоянное внимание состоянию работы по соблюдению законности при рассмотрении и разрешении обращений граждан и исполнению названного законодательства государственными органами и иными организациями. На актуальность активизации надзора в данной сфере неоднократно обращал внимание Генеральный прокурор Республики Беларусь, по поручению которого нижестоящим прокурорам направлялись соответствующие поручения.

Проведенный Генеральной прокуратурой анализ указанной работы показал, что бездействие контролирующих органов нередко становится причиной нарушений прав людей и их обоснованных жалоб в органы власти.

Так, более 10 лет исполнительные и распорядительные органы г.Бобруйска и администрация Бобруйского машиностроительного завода игнорировали обоснованные требования, изложенные в обращениях граждан, и законодательства о санитаро-эпидемиологическом благополучии части населения города, проживавшей в санитарно-защитной зоне предприятия, характеризующейся высокими показателями содержания вредных веществ. Только в результате представления Генеральной прокуратуры, внесенного на имя председателя Могилевского облисполкома, были приняты реальные меры по установке дополнительного технологического оборудования, способствующего снижению вредных выбросов в атмосферу и их негативного влияния на состояние здоровья. Директор завода привлечен к административной ответственности.

Подтвердились доводы жильцов столичного дома о нарушениях законодательства в деятельности одного из престижных ресторанов, который размещен в этом жилом здании. Заведение в нарушение законодательства работало до 2-3 часов ночи, препятствуя отдыху граждан в ночное время. Предприятием осуществлена самовольная реконструкция, грубо нарушены требования санитарных и пожарных норм.  По требованию Генеральной прокуратуры, направленному в органы санитарного надзора, внутренних дел и исполком, нарушения устранены, виновные лица, в том числе должностные лица контролирующих органов, привлечены к ответственности.

Результаты работы Генеральной прокуратуры были оперативно доведены до прокуроров областей и города Минска с предложением принять аналогичные меры по пресечению нарушений прав граждан. В итоге сотни незаконно работающих объектов по всей республике прекратили противоправную деятельность.

Аналогичные приемы оперативного реагирования на системные просчеты и нарушения в деятельности контролирующих органов применены и в отношении Министерства по чрезвычайным ситуациям, Министерства торговли, Министерства здравоохранения, Министерства образования, Министерства информации, местных исполкомов и других контролирующих органов.

В ходе проведенного анализа отмечена активная позиция органов прокуратуры, направленная на обеспечение законности при реализации гражданами социальных прав на жилье, образование и др.

Так, системная работа по надзору за соблюдением законодательства в сфере жилищных правоотношений позволила выявить многочисленные нарушения при регистрации граждан по месту жительства, постановке их на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Следствием нарушений стали факты незаконного приобретения материальных благ в виде права на строительство жилья, получение земельных участков и льготных кредитов. 

По требованию прокуроров необоснованно полученные земельные участки возвращены сельским Советам, недвижимость передана в фонд ЖСК. Такая работа активно продолжается в тесном взаимодействии с правоохранительными органами.

На протяжении длительного времени Мингорисполкомом Программа развития и оптимизации сети учреждений социального обслуживания, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.09.2007 №1229 (далее – Программа), и нормы законодательства, регламентирующего деятельность учреждений социального обслуживания, надлежащим образом не выполнялись.

Недостаточное финансирование мероприятий Программы из средств местного бюджета не позволяло организовать на объектах социального обслуживания в силу требований Директивы Президента Республики Беларусь от 11.03.2004 №1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины» надлежащее функционирование системы обеспечения общественной безопасности, привести здания учреждений социального обслуживания престарелых и инвалидов в пожаробезопасное состояние, что подвергало жизни находящихся в них людей постоянной опасности.

Генеральной прокуратурой по фактам ненадлежащего выполнения Программы было внесено представление председателю Мингорисполкома с требованием обеспечить безусловное выполнение мероприятий, направленных на ликвидацию очередности на поселение в стационарные учреждения социального обслуживания, приведение в соответствие с установленными санитарными нормами площадей жилых помещений стационарных учреждений социального обслуживания, укрепление материально-технической базы названных учреждений.

По итогам рассмотрения представления Мингорисполкомом приняты конкретные организационно-практические меры, направленные на повышение эффективности выполнения мероприятий Программы.

Анализ результатов проведенной органами прокуратуры (совместно с заинтересованными) проверки по вопросам обеспечения безопасности и здоровья несовершеннолетних во время отдыха в оздоровительных лагерях показал, что указанные вопросы находятся на постоянном контроле санитарно-эпидемиологических органов и учреждений системы Министерства здравоохранения Республики Беларусь, а также органов государственного пожарного надзора МЧС Республики Беларусь. Систематически в соответствии с установленными графиками проводятся проверки санитарного и пожарного состояния детских оздоровительных лагерей. Налажена система мониторинга пожарной и санитарной безопасности на данных объектах. Местными исполнительными и распорядительными органами для обеспечения безопасности приняты необходимые организационно-управленческие решения, утверждены и реализуются соответствующие методические мероприятия.

В то же время имеются некоторые недостатки в их деятельности. Выявлены нарушения санитарно-гигиенических требований и требований пожарной безопасности.

Наибольшее количество нарушений санитарных правил выявлялось по вопросам соблюдения санитарно-эпидемиологического режима при организации питания и правил личной гигиены работниками общественного питания. Имелись случаи нарушения правил транспортировки и хранения продуктов питания, к реализации допускались продукты питания с истекшим сроком годности.

Не все помещения оздоровительных лагерей оборудованы системой автоматической пожарной сигнализации и обеспечены первичными средствами пожаротушения. В некоторых случаях отсутствует система оповещения людей о пожаре.

За истекший период фактов возникновения чрезвычайных ситуаций на этих объектах не зафиксировано. Обращения граждан о нарушениях законодательства в летних лагерях в органы прокуратуры, внутренних  дел, пожарного и санитарного  надзора не поступали.

Придавая особую значимость организации работы по исполнению законодательства об обращениях граждан, органами прокуратуры постоянно осуществляются организационные и практические меры, направленные на ее совершенствование, обеспечение исчерпывающего и своевременного рассмотрения обращений, защиту и восстановление прав и законных интересов граждан, обеспечение эффективности прокурорского надзора за исполнением названного законодательства.

Проверки, проведенные органами прокуратуры Республики Беларусь в истекшем периоде 2010 г., показали, что должностными лицами местных органов исполнительной власти, государственных органов и иных организаций продолжают допускаться нарушения требований законодательства об обращениях граждан. Это выражается прежде всего в формализме при рассмотрении обращений, волоките, нарушениях сроков рассмотрения обращений, предусмотренных Законом Республики Беларусь "Об обращениях граждан", отсутствии полноты и всесторонности при их рассмотрении, невнимательном и бездушном отношении к проблемам граждан, изложенным в их обращениях.

По всем фактам выявленных нарушений законодательства прокурорами незамедлительно принимаются соответствующие меры реагирования. Председателям областных исполнительных комитетов и Минского горисполкома направлены информационные записки о состоянии законности в данной сфере.

Результаты проверок соблюдения названного законодательства свидетельствуют о необходимости продолжения активной работы органов прокуратуры по защите законных интересов граждан при реализации ими права на обращение в государственные органы.

 


 


© 2006 Генеральная прокуратура Республики Беларусь
При использовании материалов ссылка на сайт Генеральной прокуратуры Республики Беларусь обязательна