Поиск по сайту
Разделы сайта
2006 год
2007 год
2008 год
2009 год
2010 год
2011 год
2012 год
2013 год
2014 год
2015 год
2016 год
2017 год
Главная > Архив > 2012 год > Надзор за соответствием решений суда  > Уголовным > Концепция совершенствования
О реализации Концепции совершенствования системы мер уголовной ответственности и порядка их исполнения
Генеральной прокуратурой и Верховным Судом Республики Беларусь Президенту Республики Беларусь направлена информация о назначении судами уголовного наказания
Прокуратурой Брестской области приняты меры по реализации положений Концепции совершенствования системы мер уголовной ответственности и порядка их исполнения
Состоялся международный научно-практический семинар на тему «Альтернативы лишению свободы в системе уголовного правосудия Республики Беларусь и Российской Федерации: практика и перспективы»
О реализации Концепции совершенствования системы мер уголовной ответственности и порядка их исполнения 13.02.2012

В 2011 году работа органов прокуратуры по поддержанию государственного обвинения и надзору за законностью судебных постановлений по уголовным делам осуществлялась с учетом целей и задач, определенных Концепцией совершенствования системы мер уголовной ответственности и порядка их исполнения (далее - Концепция), требований Главы государства, содержащихся в Послании о перспективах развития системы общих судов, а также во исполнение положений Директивы Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2006 г. №2 «О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата» об усилении надзора за соблюдением законодательства при принятии решений по уголовным делам.

Результаты этой работы позволяют констатировать, что органами прокуратуры Республики Беларусь приняты необходимые организационно-практические меры по выполнению поставленных  задач.

Активизировано проведение выездных судебных заседаний с участием прокуроров. В них рассмотрено  2 082 дела, или 3,9% (в 2010 году - 2,4 %).

Одним из приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры являлась реализация положений Концепции.

Принятые во взаимодействии с судами меры способствовали  изменению практики назначения уголовных наказаний.

Посредством назначения альтернативных мер наказания снизилось количество осужденных к лишению свободы, всего осуждено 11 853 лица, что на 3 336 меньше, чем в 2010 году. В структуре наказаний лишение свободы составило 22,9% (в 2010 году - 24,9%), причем тенденция к сокращению его применения наблюдается во всех регионах.

Последовательно воплощалось в практике неприменение наказаний в виде ограничения свободы и исправительных работ к лицам, ведущим асоциальный образ жизни.

В 2011 году существенно изменены подходы к применению институтов досрочного освобождения от наказания, что привело к значительному, почти на 50%, сокращению количества осужденных, освобожденных условно-досрочно, и на 30% - которым неотбытая часть наказания заменена более мягким. Принятие этих мер позволило снизить уровень рецидивной преступности на 13,4%.

Дальнейшая деятельность по реализации мероприятий Концепции должна быть направлена на обеспечение наиболее полного применения альтернативных лишению свободы видов наказания, в том числе штрафа, и иных мер уголовной ответственности к лицам, не представляющим повышенной опасности для общества, не допуская при этом необоснованного смягчения или ужесточения уголовной ответственности виновных лиц.

Анализ данных кассационного опротестования незаконных приговоров показывает, что в 2011 году при снижении общего числа рассмотренных судами дел уменьшилось количество уголовных дел, рассмотренных в кассационном порядке. При этом прокурорами опротестованы приговоры в отношении 3 405 обвиняемых (в 2010 году –  2 562 лиц). Наибольшее количество кассационных протестов в прошлом году принесено прокуратурами города Минска и Гомельской области.

Показатель пересмотра необоснованных приговоров по протестам прокуроров остается высоким - 88,4%. Лучшие показатели эффективности кассационного опротестования в прокуратурах Витебской, Гродненской и Брестской областей - свыше 90%.

В 2011 году органы прокуратуры значительно активизировали работу по опротестованию в порядке надзора необоснованных судебных решений по уголовным делам.

Всего по надзорным протестам прокуроров рассмотрены дела в отношении 1 239 лиц, что на 335 лиц больше, чем в 2010 году,         из них в отношении 934 лиц, или 75,4%, протесты удовлетворены.

Несмотря на наметившуюся тенденцию снижения числа осужденных, возросло количество поступивших в органы прокуратуры надзорных жалоб, что обусловлено ростом доверия граждан к органам прокуратуры.

По сравнению с прошлым годом количество разрешенных  Генеральной прокуратурой жалоб возросло на 14% и составило 3 201. Значительный объем работы по разрешению надзорных жалоб проведен в регионах, где разрешено 1 528 жалоб.

В целях выявления проблемных вопросов в практике поддержания государственного обвинения и обеспечении единообразной правоприменительной практики в истекшем году проанализированы (в том числе с проведением обобщений с изучением уголовных дел) 24 вопроса следственно-судебной практики. По результатам анализа 4 вопроса рассмотрены на заседании коллегии Генеральной прокуратуры, 2 - на республиканском координационном совещании по борьбе с преступностью и коррупцией, подчиненным прокурорам направлено 18 информационных писем и обзоров, 48 экспресс-информаций о рассмотрении надзорных протестов по актуальным вопросам судебной практики. 

Для повышения качества государственного обвинения и более успешной работы органов прокуратуры в 2012 году необходимо конструктивно взаимодействовать с судами районов, областей и города Минска по вопросу формирования судебной практики, систематически проводить проверки готовности государственных обвинителей к участию в процессе; организовать учебу государственных обвинителей со стажем работы до 3 лет по подготовке к выступлению в прениях  по уголовным делам, вызывающим трудности, с составлением по ним проектов речей;  с учетом внесенных в уголовно-процессуальный закон изменений, касающихся кассационного производства, обеспечить на постоянной основе оказание практической помощи горрайпрокуратурам в кассационном опротестовании приговоров; при проведении обобщений судебной практики обеспечить проверку законности приговоров, не обжалованных и не опротестованных в кассационном порядке.


© 2006 Генеральная прокуратура Республики Беларусь
При использовании материалов ссылка на сайт Генеральной прокуратуры Республики Беларусь обязательна