Поиск по сайту
Разделы сайта
Разъяснения по вопросам применения АНТИКОРРУПЦИОННОГО законодательства
Главная > Вопрос-ответ > Разъяснения по вопросам применения АНТИКОРРУПЦИОННОГО законодательства
Что такое коррупция?
Какие лица относятся к государственным должностным лицам, лицам, приравненным к государственным должностным лицам, и иностранным должностным лицам?
Какие лица обязаны декларировать доходы и имущество в связи с поступлением на работу (службу) в государственные и иные организации и работой в таких организациях?
Какие лица обязаны передать в доверительное управление под гарантию государства находящиеся в их собственности доли участия (акции, права) в уставных фондах коммерческих организаций?
Какие лица должны подписать обязательство по соблюдению ограничений, установленных статьей 17 Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией»?
Какие ограничения установлены по совместной работе (службе) супругов, близких родственников и свойственников в государственных органах и иных государственных организациях?
Я занимаю руководящую должность в государственной организации и в соответствии с новым Законом Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» являюсь государственным должностным лицом. Могу ли я, как должностное лицо, получать подарки (сувениры) при проведении официальных мероприятий? Какова судьба подарков, полученных с нарушениями установленного порядка?
Я работаю в государственной организации и являюсь государственным должностным лицом. Вправе ли я в соответствии с новым Законом Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» выступить в качестве учредителя коммерческой организации, а также работать на условиях внешнего совместительства?
Вправе ли государственные служащие выполнять иную оплачиваемую работу в форме участия в проведении обучающих курсов, предназначенных для взрослых слушателей? Имеет ли значение в этой связи правовой статус организации, которая проводит такие курсы?
Как редакции журнала организовать проведение подписки на журнал с учетом установленного Законом Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» ограничения на совершение сделок с юридическими лицами, принадлежащими родственникам.
Может ли работник республиканского унитарного предприятия работать совместно с находящейся у него в подчинении матерью своего ребенка, которая не является его супругой.
Может ли государственный служащий дополнительно подрабатывать медицинским работником.
Кто из работников государственной организации должен в соответствии с требованиями законодательства дать обязательство государственного должностного лица.
Какие организации при применении Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» следует относить к государственным, а какие – к негосударственным?
Вопрос: Государственной организации, являющейся управляющей компанией холдинга, переданы на праве хозяйственного ведения акции (доли в уставных фондах) в хозяйственных обществах, принадлежащие Республике Беларусь. Для осуществления функций владельческого надзора в органы управления дочерних компаний холдинга назначаются представители из числа работников управляющей компании холдинга.
Вопрос: Распространяются ли ограничения, установленные новым Законом о борьбе с коррупцией, на председателей первичных профсоюзных организации? Вправе ли такие лица, с точки зрения законодательства о борьбе с коррупцией, получать доплаты за выполнение соответствующих функций в профсоюзной организации?
Статьей 31 Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» установлено, что председатели сельских, поселковых, городских (городов районного подчинения) Советов депутатов и их заместители (Советы первичного уровня), являясь государственными должностными лицами, занимающими ответственное положение, обязаны ежегодно представлять декларации о доходах и имуществе в районные Советы депутатов.
Абзац второй статьи 17 Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» запрещает государственному должностному лицу заниматься предпринимательской деятельностью. Вместе с тем в практике надзорной деятельности возникают ситуации, когда гражданин, будучи назначенным на должность государственного должностного лица, фактически не занимается предпринимательской деятельностью, но и не предпринимает никаких мер к прекращению деятельности индивидуального предпринимателя и исключению из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее – ЕГР).
Вправе ли в соответствии с действующим Законом Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» руководители (их заместители) государственных спортивных учреждений (в частности, СДЮШОР) работать по совместительству в качестве тренеров в этих же учреждениях?
Что такое коррупция? 01.07.2011

В соответствии с абзацем вторым части 1 статьи 1 Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» коррупция – умышленное использование государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом своего служебного положения и связанных с ним возможностей, сопряженное с противоправным получением имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц, а равно подкуп государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица путем предоставления им имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц с тем, чтобы это государственное должностное или приравненное к нему лицо либо иностранное должностное лицо совершили действия или воздержались от их совершения при исполнении своих служебных (трудовых) обязанностей.

К коррупции, в частности, можно отнести:

- вымогательство государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц в обмен на любое действие или бездействие при исполнении служебных (трудовых) обязанностей;

- принятие государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц в обмен на любое действие или бездействие при исполнении служебных (трудовых) обязанностей, кроме предусмотренной законодательством Республики Беларусь оплаты труда;

- предложение или предоставление государственному должностному или приравненному к нему лицу либо иностранному должностному лицу имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц в обмен на любое действие или бездействие при исполнении служебных (трудовых) обязанностей;

- принятие государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом имущества (подарков) или другой выгоды в виде услуги в связи с исполнением служебных (трудовых) обязанностей, за исключением сувениров, вручаемых при проведении протокольных и иных официальных мероприятий.

Не является противоправным принятие государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом сувениров при проведении протокольных и иных официальных мероприятий, а равно подарков по случаю дня рождения и праздников, если они были вручены должностному лицу без какой-либо обусловленности вознаграждения соответствующими действиями по службе. Такие сувениры и подарки государственные должностные, приравненные к ним лица и  иностранные должностные лица вправе обратить в свою собственность. 

Если же будет установлено, что под видом сувенира (подарка) передавалась взятка за использование должностным лицом своих служебных полномочий в интересах лица, вручившего сувенир (подарок), то содеянное квалифицируется как взяточничество независимо от стоимости предмета взятки.

В соответствии с подпунктом 1.8 пункта 1 части 1 статьи 22 Закона Республики Беларусь) «О государственной службе в Республике Беларусь» полученные государственными служащими при проведении протокольных и иных официальных мероприятий сувениры, стоимость которых превышает пять базовых величин, передаются в доход государства по решению комиссии, создаваемой руководителем государственного органа, в котором государственный служащий занимает государственную должность.

Для государственных должностных, приравненных к ним лиц и иностранных должностных лиц, не являющихся государственными служащими, предельная стоимость сувениров, разрешенных к получению при проведении протокольных и иных официальных мероприятий и обращению в свою собственность, законодательством не установлена.   

- принятие приглашения государственным должностным или приравненным к нему лицом в туристическую, лечебно-оздоровительную или иную поездку за счет физических и (или) юридических лиц, за исключением следующих поездок: по приглашению близких родственников; осуществляемых в соответствии с международными договорами Республики Беларусь или на взаимной основе по договоренности между государственными органами Республики Беларусь и иностранными государственными органами за счет средств соответствующих государственных органов и (или) международных организаций; по приглашению иных физических лиц, если отношения с ними не затрагивают вопросов служебной (трудовой) деятельности приглашаемого; осуществляемых с согласия вышестоящего должностного лица либо коллегиального органа управления для участия в международных и зарубежных научных, спортивных, творческих и иных мероприятиях за счет средств общественных объединений (фондов), в том числе поездок, осуществляемых в рамках уставной деятельности таких общественных объединений (фондов) по приглашениям и за счет зарубежных партнеров;

- использование государственным должностным лицом в личных, групповых и иных внеслужебных интересах предоставленного ему для осуществления государственных функций имущества, находящегося в государственной собственности, если это не предусмотрено актами законодательства Республики Беларусь;

- использование государственным должностным лицом своих служебных полномочий в целях получения кредита, ссуды, приобретения ценных бумаг, недвижимого и иного имущества.

С целью повышения эффективности борьбы с коррупцией в декабре 2008 года на официальном интернет-сайте Генеральной прокуратуры Республики Беларусь создана горячая линия «Борьба с коррупцией». С ее помощью граждане имеют возможность оставить свое сообщение о достоверно известных фактах коррупционных преступлений.

Оставленная на горячей линии информация тщательно проверяется. В случае подтверждения указанных фактов им будет дана соответствующая правовая оценка.

В то же время Генеральная прокуратура обращает внимание на то, что информация должна быть достоверной, так как законодательством предусмотрена уголовная ответственность за заведомо ложный донос о совершении преступления или клевету, соединенную с обвинением в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления.

 


© 2006 Генеральная прокуратура Республики Беларусь
При использовании материалов ссылка на сайт Генеральной прокуратуры Республики Беларусь обязательна